Maximum From AGP System - HardWare :::: Dimetrius

Dimetrius

Максимум от AGP

Hardware

Software

Games

Project:  2014 - 2015 г.г.
Release: 
01.09.2019 (v.1.00)

Автор: Dimetrius

Введение

PCI Express пришел на смену устаревающему AGP примерно в 2003 году и за период чуть больше трёх лет окончательно его вытеснил как интерфейс для игровых компьютеров, особенно с выходом в конце 2006 года видеокарт с унифицированной шейдерной архитектурой в лице 8800GTX в частности, и отказом компании nVidia дальнейшей поддержки данного интерфейса. В свою очередь так называемые "Красные", но уже в лице компании AMD, немного продлили жизнь данному интерфейсус выпустив мощные AGP решения в виде Radeon HD 3850 Pro. Некоторые производители материнских плат так же не сдавали позиции, выпускав платы как гибридные PCI-E/AGP, так и чисто AGP с поддержкой современных процесоров как AMD Phenom так и Intel Core архитектуры, ASRock и Gigabyte в частности.

В сегодняшнем тестировании примут участие различные графические решения как мощные, так и среднячки для интерфейса AGP от двух эминитых производителей чипостроения, кое где их разгоним, а кое где наоборот убавим как частоты так и другие технологические блоки, скажем так - проведем небольшой анализ и сравнение разных архитектур, конечно же если получиться...

Чтобы система в целом с процессором не была узлким горлышком в тестировании будем использовать следующую конфигурацию:

Тестовая система, основные моменты

HardWare

Процессор
Intel Core 2 Extreme X6800 2997@3299 MHz (16x206.2)

Материнская плата
Gigabyte ASUS GA-8I865GME-775-RH (rev. 2.0) i865G
Память
1024x2=2048 Mb/206.2 3.0-3-3-8

Видеокарты [GPU / mem : Shaders Pixel / Vertex]
Radeon 9800 Pro [378 / 338 : 8 / 4]
GF 6800 GS Reference [351 / 500 : 12 / 5]
GF 6800 GS OverClock [398 / 551 : 12 / 5]
GF 6800 GS OverClock I [398 / 551 : 12 / 6]
GF 6800 Ultra [398 / 551 : 16 / 6]
GF 7600 GS Reference [401 / 398 : 12 / 5]
GF 7900 GS DownClock [400 / 550 : 16 / 6]
GF 7900 GS DownClock I [400 / 550 : 20 / 7]
GF 7900 GS Reference [450 / 600 : 20 / 7]
GF 7900 GS OverClock [640 / 740 : 20 / 7]
Radeon HD 3850 [668/828 : 320 Unified]

SoftWare

OS: WindowsXP Pro SP3
DriverVideo nVidia: ForceWare 266.58
DriverVideo ATi/AMD: Catalist 10.2 (для 9800Pro)
DriverVideo ATi/AMD: Catalist 12.6 (для HD 3850 Pro)

TesterPrograms

3DMark 2001SE
3DMark 2003
3DMark 2005
3DMark 2006

Итак, с системой определились, скромный набор тестовых приложений выбран (да, тестирование не претиндует на какое либо глобальное исследование, по этому ограничимся только синтетикой), осталось рассмотреть каждый экземпляр тестируемого отдельно и затестить весь этот "балаган".

Radeon 9800 Pro

Один из древнейших представителей самых мощных карт от компании, тогда ещё ATi, можно сказать королевская карта своего времени. Выпускалась с 2003 года, но архитектурно чип R350 (на котором она и основана) стартовал ещё в 2002 году с выходом Radeon 9700 Pro, грубо говоря 9800 Pro его модифицированная версия - была эталоном производительности и ставила на колени тогдашнего фаворита от компании конкурента nVidia в лице GeForce 4 Ti, и даже с выпуском следующей серии карт GeForce FX, ей так и не получилось реабилитироваться в поной мере, хотя nvidia и начала уже наступать ей на пятки, но окончательно победила только в 2004 году с выпуском 6-й серии карт, в свою очередь ATi  не теряла время даром и тоже не стояла на месте. Характеристики данного Красавца выглядят следующим образом:

Процессор:
Ядро - R350
TMU (Блоки текстурирования) на конвейер - 8
ROP (Блоки операций растеризации) - 8
Пиксельных конвейеров - 8
Вершинных конвейеров - 4
Частота - 378 MHz
Оперативная память
Объём - 128 Mb
Разрядность шина - 256 Bit
Частота - 338 MHz
Пропускная способность - 21,6 Gb/s

GPU-Z Radeon 9800 Pro

GeForce 6800 GS

Представлена в лице ASUS V9999 Gamer Edition, что сказать можно про неё? Являлась оптимальным решением для энтузиаста-геймера, т.е. разумный простой геймер скорее всего предпочтёт 6600 GT, а совсем отчаянный и при "бабле" - предпочтёт конечно же 6800 Ultra, и в добавок ещё и разгонит её. Почти эталонный дизайн, добавлена подцветка. Но мне, она прежде всего приглянулась возможностью установки её в систему с чисто AGP 2x разъёмом, т.к. присутствует возможность второго разреза на разъёме карты, что делает её универсальной для всех AGP, так же напомню, что чип NV40, на котором основана данная карта, является истинно AGP чипом, по этому ему не требовался адаптер-мост, что и позволяет ему без "танцев с бубном" спокойно работать в AGP 2x, во всяком случае. прошедшие через меня карты с двумя разрезами и с мостом на борту, а это GeForce 6600 в частности, не заработали нормально на платах с чипсетом i440BX, который поддерживает только AGP 2x (драйвера ставились но система карту видела с ошибкой, соответственно работала система как буд то драйвера в ней и не стояло). Питание карты обеспечивается целыми аж двумя молексами, прям как у GT и ULTRA версии, пожалуй благодаря данной особенностью данные карты в некоторых случаях спокойно переделываются в 6800 GT/Ultra, благодаря не хитрым махинациям в программе Riva Tuner по разблокированию конвейеров, но не всегда, допустим у меня на одной карте на получилось в полной разблокировать конвейеры, в прочем мы сравним её с Ultra даже с неполными разблокированными ковейерами на одинаковых частотах. Характеристики данного Стиляги выглядят следующим образом:

Процессор:
Ядро - NV40
TMU (Блоки текстурирования) на конвейер - 12
ROP (Блоки операций растеризации) - 12
Пиксельных конвейеров - 12
Вершинных конвейеров - 5
Частота - 350 MHz
Оперативная память
Объём - 256 Mb
Разрядность шина - 256 Bit
Частота - 500 MHz
Пропускная способность - 32,0 Gb/s

Рассмотрим данную карту в 3 конфигурациях: первая - референсные частоты, вторая - разогнаной до частоты Ultra версии карты и третья - с частотами как у Ultra c +1 разблокированным вершинным блоком:

GPU-Z GeForce 6800GS Reference

GPU-Z GeForce 6800GS@Ultra Clocks

GPU-Z GeForce 6800GS@Ultra Clocks +1Vertex

GeForce 6800 ULTRA

Лицо эталона технологичности и производительности в играх середины 2004 года, по крайней мере в отличие от карт ATi X800, он поддерживал уже шейдеры 3.0 уровня, и да, уже догоняющим была ATi, т.к. 6800 от nVidia появилась слега раньше. Система питания требовала использования двух молексов и система охлаждения занимала 2 слота, что было уже не в диковинку. Характеристики данного Эталона выглядят следующим образом:

Процессор:
Ядро - NV40
TMU (Блоки текстурирования) на конвейер - 16
ROP (Блоки операций растеризации) - 16
Пиксельных конвейеров - 16
Вершинных конвейеров - 6
Частота - 400 MHz
Оперативная память
Объём - 256 Mb
Разрядность шина - 256 Bit
Частота - 550 MHz
Пропускная способность - 35,3 Gb/s

GeForce 7600 GS AGP

Скромный представитель среднего класса уже 7 серии карт nVidia в AGP исполнении, естественно не обошлось без адаптера-моста который позволяет чипсету без особых каких либо хлопот взаимодействовать с интерфейсом AGP. Данную карту будем сравнивать как с 6800 GS в референсных частотах, так и с Radeon 9800 Pro, в остальных случаях его сравнение не представляет практического инетреса, в виду его особого класса - места на рыночной нише. Характеристики данного Среднячка выглядят следующим образом:

Процессор:
Ядро - G73
TMU (Блоки текстурирования) на конвейер - 12
ROP (Блоки операций растеризации) - 8
Пиксельных конвейеров - 12
Вершинных конвейеров - 5
Частота - 400 MHz
Оперативная память
Объём - 256 Mb
Разрядность шина - 128 Bit
Частота - 400 MHz
Пропускная способность - 12,7 Gb/s

GPU-Z GeForce 7600 GS AGP

GeForce 7900 GS AGP

И вот переходим к тяжеловесам - лидерам скорости и мощности для AGP интерфейса. От nVidia в данном контексте будет учавствовать представитель 7 серии в исполнении видеокарты XFX 7900 GS AGP с 512 мозгами видео ОЗУ. Данную карту сравним с 6800 Ultra, что нам даст архитектурное приемущество конфигурационной формулы процессора сравнив их на одинаковых частотах и даже с одинаковым количеством пиксельных и вершинных шейдерных блоков, заблокировав их через ту же программу Riva Tuner. Характеристики данного Тяжеловеса выглядят следующим образом:

Процессор:
Ядро - G71
TMU (Блоки текстурирования) на конвейер - 20
ROP (Блоки операций растеризации) - 16
Пиксельных конвейеров - 20
Вершинных конвейеров - 7
Частота - 450 MHz
Оперативная память
Объём - 512 Mb
Разрядность шина - 256 Bit
Частота - 600 MHz
Пропускная способность - 38,4 Gb/s

Рассмотрим данную карту в 4 конфигурациях: первая - референсные частоты, вторая - уменьшение до частоты и блоков Pixel/Vertex - GeForce 6800 Ultra, третья - уменьшение только до частоты - GeForce 6800 Ultra блоки оставляем прежние и четвертая - максимальный разгон который получилось выжать из данной карточки:

GPU-Z GeForce 7900 GS AGP Reference

GPU-Z GeForce 7900 GS AGP @6800Ultra

GPU-Z GeForce 7900 GS AGP @6800 Clock Only

GPU-Z GeForce 7900 GS AGP Maximum Overclock

Radeon HD 3850 Pro

Пожалуй самая мощная мощность доступная для AGP, является лидером среди лидеров, находясь вне конкуренции по одной простой банальной причине - сворачивания "Лавочки AGP" и отсутствия альтернативы со стороны зеленых. Данная карта принадлежит уже к новому этапу в развитии видеокарт, перешедшим на универсальную шейдерную архитектуру и как следствие способными благодаря подточенному под них программному обеспечению, потягаться в вычислениях с центральными процессорами, причем за частую не в пользу центральных процессоров. Характеристики данного Мощности выглядят следующим образом:

Процессор:
Ядро - RV670
TMU (Блоки текстурирования) на конвейер - 16
ROP (Блоки операций растеризации) - 16
Универсальные шейдерные процессоры - 320
Частота - 668 MHz
Оперативная память
Объём - 512 Mb
Разрядность шина - 256 Bit
Частота - 828 MHz
Пропускная способность - 53,0 Gb/s

GPU-Z Radeon HD3850 GS AGP

 

Тестирование

Tests 3DMark 2001 SE

Tests 3DMark 2003

Tests 3DMark 2005

Tests 3DMark 2006

 

Сравниваем результаты

Сведем основные сравнение в обую таблицу, первая строка - видеокарта которая быстрее, во второй строке видеокарта которая медленнее(но не всегда), т.е. НА сколько % на первой строчке видеокарта быстрее видеокарты на второй строчке:

Сравниваемые видеокарты

2001

2003

2005

2006

GF 7600 GS Reference [401/398 12/5]
Radeon 9800 Pro [378/338 8/4]
9,10 24,02 17,42 123,15
GF 6800 GS Reference [351/500 12/5]
Radeon 9800 Pro [378/338 8/4]
27,80 45,99 24,42 118,16
GF 6800 Ultra [398/551 16/6]
Radeon 9800 Pro [378/338 8/4]
40,97 81,13 59,75 187,32
GF 7900 GS Reference [450/600 20/7]
Radeon 9800 Pro [378/338 8/4]
54,04 132,91 109,25 316,43
Radeon HD 3850 [668/828 320]
Radeon 9800 Pro [378/338 8/4]
90,61 299,33 350,95 826,22
GF 6800 GS Reference [351/500 12/5]
GF 7600 GS Reference [401/398 12/5]
17,13 17,71 5,95 2,29
-2,24
GF 6800 GS OverClock [398/551 12/5]
GF 6800 GS Reference [351/500 12/5]
5,16 11,01 12,36 12,81
GF 6800 GS OverClock I [398/551 12/6]
GF 6800 GS Reference [351/500 12/5]
7,86 12,45 15,95 15,19
GF 6800 Ultra [398/551 16/6]
GF 6800 GS OverClock I [398/551 12/6]
2,27 10,34 10,74 14,33
GF 6800 Ultra [398/551 16/6]
GF 6800 GS Reference [351/500 12/5]
10,31 24,07 28,40 31,70
GF 7900 GS DownClock [400/550 16/6]
GF 6800 Ultra [398/551 16/6]
2,84 9,16 8,43 17,62
GF 7900 GS DownClock I [400/550 20/7]
GF 6800 Ultra [398/551 16/6]
4,42 17,27 18,89 31,16
GF 7900 GS Reference [450/600 20/7]
GF 6800 Ultra [398/551 16/6]
9,27 28,59 30,99 44,93
GF 7900 GS OverClock [640/740 20/7]
GF 7900 GS Reference [450/600 20/7]
12,72 26,95 31,15 32,39
Radeon HD 3850 [668/828 320]
GF 6800 Ultra [398/551 16/6]
35,21 120,47 182,29 222,37
Radeon HD 3850 [668/828 320]
GF 7900 GS Reference [450/600 20/7]
23,74 71,45 115,51 122,42
Radeon HD 3850 [668/828 320]
GF 7900 GS OverClock [640/740 20/7]
9,77 35,06 64,32 68,01

Анализируем результаты

Самое не простое, расставить это весь "балаган" по полочкам..., все показатели данного анализа сведены к примерному среднему проценту от наиболее приближенных друг к другу в разнице по скорости, как минимум, двух приложений, т.е. допустим 3DMark 03 и 05, если в 01 и 06 показатели несоизмеримо разные. 3DMark 01 фактически исключен из анализа между разными видеокартами с поддержкой шейдеров 3.0, по сколько не отражает реальной картины, но в свою очередь разница наглядно приведена в таблице сравнения!

Красавчег Radeon 9800 Pro - 2002-2003 года архитектура, и напрашиваются слова/мысли - у каждой архитектуры свое время т.е. свой период жизни, когда она актуальна, она быстра, она блистает всеми своими качествами, и по этой причине не удивляемся таким нелепым и под чистую очень скромным цифрам в 3DMark 2006, т.к. стоит напомнить, что видеокарта поддерживает уровень шейдеров только 2.0, а этот тестер преимущественно рассчитан именно на карты поддерживающие шейдеры 3.0, в общем данная карта эти тесты просто не проходит, по этому и такой низкий показатель. 

Score 3DMard 06 on 9800 Pro

В среднем 7600 GS быстрее данной карты примерно на ~21%, а 6800 GS на ~33%. Пришедший конкурент в 2004 году в лице 6800 Ultra, быстрее её в среднем на ~61%, GeForce 7900 GS - уже на ~121%, а вот самая мощная карта в лице Radeon HD 3850 Pro в среднем быстрее её аж на ~325%, т.е. более чем в 4 раза(!) демонстрируя тем самым, что прогресс не стоит на месте.

Стиляга GeForce 6800 GS чуть посовременнее, по этому в 3D Mark 2006, он будет отвечать по всем вопросам. Разницу, что уже выше привели не станем дублировать, а просто продолжим по, как и во всех остальных случаях ниже по тексту. В референсе он в среднем быстрее чем 7600GS на 17%, но в 3D Mark 2006 даже уступает ему малый %, возможно в виду лучшей оптимизации  архитектуры 7 серии в работе с шейдерами 3.0. Если исключать тесты 3DMark 2001, то увеличение частоты и добавления дополнительного Vertex блока даёт в среднем прирост ~12% и ~15% соответственно. Ultra версия в среднем быстрее GS референсной - на ~28%, разгон GS с активированием +1 блок Vertex сокращает этот разрыв и составляет уже ~12%.

Эталон GeForce 6800 Ultra. 7900GS, с аналогичной частотой и количеством Pixel/Vertex = 16/6 блоков, т.е. абсолютное архитектурное преимущество, но по большей части благодаря все же увеличению TMU и ROP, быстрее его на ~12%, доведение блоков до нормы 20/7 доводит прогресс быстроты уже на ~22%, а доведение частоты до референсного дизайна приводит к разнице результатов, аж до ~35%. Разница в скорости с абсолютным лидером Radeon HD 3850 составляет бешенные(но конечно же не такие бешенные как в сравнении данной карты с Radeon 9800 Pro) ~175%, т.е. более чем в 2,5 раза!

Среднячек GeForce 7600 GS. Сравнение его уже приведено выше, в целом карта - хороший ответ на Radeon 9800 Pro, но не на столько чтобы дотянуть до 6800 GS, расположив его место в производительности между этими картами, с которыми он, собственно говоря и сравнивался!

Тяжеловес GeForce 7900 GS. Подходим постепенно к лидерам тестирования. Разница в скорости с предыдущим поколением карт уже по тексту расписана, осталось его разогнать и сравнить этих двух гигантов. Разгон 7900GS приводит к увеличению производительности на ~30%, что нужно сказать, совсем не мало. Сравнение референса с Radeon HD 3850 Pro даёт нам разницу в скорости на ~119%, т.е. более чем в 2 раза в пользу Radeon, разгон сократит эту разницу и составит прирост в пользу Radeon уже ~66%, т.е. более чем в 1,5 раза, что конечно же не красит nVidia-ю, могли бы замутить на AGP и 8-е поколение, для самых-самых-самых отчаянных !

Мощность Radeon HD 3850 Pro. И вот подошли - что тут скажешь... абсолютный Лидер, всех победил и в не конкуренции, за что компании AMD стоит отдать должное.

Выводы

Заключительная часть данного тестирования наводит на мысли, что и в эпоху PCI-E скорости все же росли на уже устаревающем AGP разъёме с выпуском более мощный видеокарт, причем с довольно внушительными показателями, и что компания nVidia могла бы немного подзадержаться на данном разъёме, пусть даже хотя бы и на 1 поколения, к примеру, выпустив в 2007 году адаптированный, например GeForce 8800 GS AGP. В свою очередь одни производители порадовали наличию AGP на материнках с поддержкой Intel Core 2 Duo и даже Quadro, а так же и 4 ядерных AMD Phenom II, другие - выпуском соответственно мощных видеокарт, вот так все и сошлось в нужную точку . Остается только гипотетизировать, как могла сложиться дальнейшая судьба, если у AGP было бы немного большего будущего чем оно явилось по факту, как и говорил уже у всего есть свой период, своя "эпоха", эпоха AGP прошла оставив себе в наследство приятные впечатления просуществовав от платформы Pentium до платформы Core как разъём чисто для видеокарт. На смену пришел грозный PCI-E неся в себе все лучшее, что могла в него водрузить IT индустрия с его универсальностью и возможностью дальнейшего наращивания мощностей, сохраняя обратную совместимость, но это уже другая история и другая эпоха.

Спасибо за Внимание! =)))


Games | Software | Hardware > Tests | На главную